Ребенок играет: зачем и как?

lovely_kids_and_baby_photography_02_ie002053

Ребенок играет: зачем и как?

Игра для ребенка дошкольного возраста является основным средством познания мира, обучения и воспитания. Поэтому качество детской игры имеет прямое отношение к дальнейшему развитию ребенка. У многих известных людей детская игра переросла в профессию, ставшую смыслом жизни. Вот примеры таких судеб: Станиславский, Агата Кристи, Петр Первый, Марина Цветаева, Святослав Рихтер и многие другие.

В современном обществе существует множество видов деятельности, соперничающих с детской игрой и даже вытесняющих ее, – это компьютер, телевизор и раннее обучение. Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют. В связи с этим возникают вопросы:

  • в чем смысл детской игры?
  • существуют ли возрастные нормы детской игры?
  • в каких случаях родителям следует беспокоиться?
  • во что играть с ребенком и как?

Давайте разберемся вместе.

 

Функции игры, ее смыслы

В семье есть немного видов деятельности, которые влияют на развитие ребенка, это труд, продуктивная деятельность и игра.

Труд детей в семье сейчас исторически вытесняется. Малодетность родителей, квартирные условия, наличие бытовой техники, активное развитие сферы бытовых услуг, приводит к тому, что у родителей нет необходимости привлекать ребенка к работе по хозяйству, разве что в воспитательных целях. Девочкам уже не нужно стирать, шить, делать пищевые заготовки, даже посуда теперь сама моется в посудомоечных машинах (что, кстати, выгодно семье, т.к. экономит воду).  Мальчикам давно не требуется колоть дрова, пасти скотину, топить печь, чинить посуду и обувь, заниматься строительными работами по дому. Иногда, единственное, что приходится делать ребенку — это убирать свои вещи (игрушки, одежду, книги). И даже такой маленький объем работы ребенок может бойкотировать, потому что не чувствует реальной нужды семьи в его помощи (мама сама справляется с этой работой быстрее и лучше).  Уменьшение полезной для детского развития  трудовой деятельности в семье, ведет к возрастанию значения детской игры – тот опыт, который ребенок не может получить в жизни, он может получить через игру.

Для развития продуктивной или эстетической деятельности ребенка сейчас созданы все условия. Практически любому ребенку сейчас доступно рисование, лепка, пение, танцы, рукоделие, моделирование и другие виды детского творчества. Магазины изобилуют выбором материалов, разнообразные творческие студии и преподаватели предлагают свои услуги. Но, к сожалению, и эти воспитательно-развивающие виды деятельности не всегда могут воплотиться в современной семье. Причина – наличие телевизора и компьютера, а также эмоциональная усталость родителей. Как показывают опросы, проведенные среди родителей дошкольников, большинство родителей не рисуют, не лепят, ни рукодельничают вместе со своими детьми в домашних условиях. Занятые на работе мамы и папы, в лучшем случае водят детей в разнообразные кружки и студии, а дома предпочитают отдыхать, предоставляя детям возможность самостоятельного выбора  досуга. Но ведь дошкольники, во-первых, подражают родителям, а во-вторых, нуждаются в партнере по общей деятельности. Поэтому они тоже с удовольствием смотрят телевизор и играют за компьютером, не смотря на то, что в доме есть краски, пластилин, музыка и  много игрушек.

Остается еще одно волшебное средство, полезное для детского развития – сюжетно-ролевая игра. Давайте разберемся, каково значение, смысл, детской игры?

  • Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…).
  • В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д..
  • В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли.
  • В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров.
  • В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения.
  • Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости.

 

Возрастные нормы детской игры

На каждом этапе детского развития игровая деятельность имеет свои особенности и свои возможности. Взрослый в детской игре занимает далеко не последнее место – он не только организатор игрового пространства, первый партнер по игре, но и генератор множества свежих идей. Давайте посмотрим, как развивается игровая деятельность детей от рождения.

От 0 до 0,5 лет игра всегда инициируется взрослым и задействует реакции младенца: зрительное сосредоточение, слушание, хватание.

Игровые упражнения с малышом выглядят так: взрослый вызывает сосредоточение взгляда ребенка на предмете, слежение за ним, подносит его на расстояние, при котором ребенок начинает направлять руки к предмету, отдаляет предмет, вынуждая ребенка тянуться к нему; если ребенок направляет руки к предмету, то взрослый прикасается к ним предметом и т. д. Именно таким образом происходит развитие ориентации ребенка в пространстве и самостоятельное управление движениями на основе этой ориентации. Во всех этих ситуациях центром является взрослый человек.

От 0,5 лет до 1 года появляются такие формы поведения, как повторные и цепные движения: малыш похлопывает по предмету, размахивает им, перекладывает из одной руки в другую, повторно толкает висящий над ним предмет, ударяет одним предметом о другой и т. д.. Затем, развивается последовательная цепь движений, что говорит о появлении у ребенка ориентировочно-исследовательской деятельности. Но юному исследователю совершенно необходима новизна предметов и разнообразие присущих им качеств, поэтому игровые материалы должны часто обновляться.

Важно знать, что предметы привлекают ребенка больше, если они появляются вместе с близким взрослым, который манипулирует ими перед ребенком, сопровождая свои действия речью. Но это все это еще не игра, а игровые упражнения.

Самым важным приобретением 1-го года жизни является поиск ребенком оценки взрослого (внимания, одобрения, радости). Тогда взрослый выступает для ребенка, как носитель образцов действий с предметами, и ребенок начинает обучаться путем подражания.

Не норма: при отсутствии игровой деятельности с детьми развитие их движений задерживается. Дети могут проводить целые часы в состоянии бездеятельности, удовлетворяясь сосанием пальцев и монотонным раскачиванием туловища.

Избыток игрушек в помещении при недостатке игрового общения взрослых с ребенком приводит тому, что малыш перебирает игровой материал, быстро меняя предметы, не сосредотачиваясь ни на одном из них. В таком случае создается видимость занятости ребенка игрой, а на самом деле игровых действий не возникает.

От 1 до 3 лет основной игрой ребенка становятся действия с предметами по их значению: всевозможные рамки и вкладыши, пирамидки и матрешки, машинки и кубики, музыкальные инструменты, кухонная утварь,  — все интересно осваивать малышу вместе со взрослыми. Но! Игра возникает не спонтанно!

Самостоятельное открытие ребенком значения предметов не является основным в его развитии. Если ребенок никогда не видел, что взрослые делают с вилкой, отверткой, дудочкой, совочком и любыми другими предметами – он вряд ли самостоятельно изобретет правильное действие с ними. Основной путь освоения действий с предметами – совместная деятельность со взрослым, где взрослый показывает ребенку образец действий, контролирует и поправляет его выполнение, а затем поощряет, когда у малыша правильно получается.

Существуют определенные этапы освоения предметно-орудийных действий ребенком от 1 до 3 лет:

  1. Освоение общей схемы действия с предметом – его смысл: ложкой едят, ее подносят ко рту. Общая схема осваивается малышом быстро.
  2. Ожидание оценки со стороны взрослого: малыш сравнивает свои действия с действиями взрослого, ищет его одобрения.
  3. Освоение технической стороны действия, навыка: правильно захватить ручку ложки, удобно поднести ко рту, не пролить…. Навык формируется долго, может формироваться неправильно и требовать переучивания (например, удерживание ложки в кулаке).
  4. На этом этапе освоение действий на любых предметах может происходить путем наблюдения за взрослым. Наблюдая, малыш в игре раздевает куклу, копает ямку, прячется, кидает мяч, режет игрушечные овощи, мешает поварешкой суп и т.д.. Это вполне доступно детям в возрасте 1 года.
  5. Важным скачком в интеллектуальном развитии ребенка является перенос действий с одного предмета на другой предмет: причесывание куклы, себя, медведя, полотенца и т.д. Как правило, такой скачок доступен ребенку ближе к 1,5 годам.
  6. Еще более сложной интеллектуальной работы требует перенос действия на предмет-заместитель: причесывание расческой, палочкой, рукой, ложкой… тут уже вовсю включается воображение ребенка, а значит – развивается его умение в умственном плане представлять нужные действия и предметы.
  7. Следующим этапом развития игровых действий ребенка является цепочка действий с героем, логически не связанная между собой. Например, девочка, играя с куклой, может сначала положить ее в кровать, потом одеть в платье, покормить и искупать.
  8. Скачком в развитии игровой способности становится появление цепочки логически связанных игровых действий. Теперь уже игра с куклой подчиняется законам жизни: ее сначала кормят, потом раздевают и купают, а затем укладывают спать. Логическая цепочка игровых действий доступна детям ближе к 2-х летнему возрасту.
  9. На этом этапе возникают зачатки игрового сюжета: «кукла заболела», «каша горячая», «зайчик испугался»….
  10. Далее, становится возможным использование ребенком в игре предметов-заместителей: палка может стать для играющего малыша и пистолетом, и ложкой, и градусником, и самолетом, и ручкой, и лопатой и т.д. Но! Дети могут это сделать (назвать и произвести действие с предметом-заместителем), только после того, как это сказал и сделал взрослый или другой ребенок.
  11. Вершиной освоения предметно-орудийных действий ребенком является появление зачатков игровой роли: действия с куклами от имени роли («мама пришла с работы») и разговор от имени роли («кто дома есть?»).

Не норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать следующие варианты отношения ребенка к игре: у малыша  от 1 до 3 лет нет интереса к игре, или этот интерес быстро угасает, либо много дурашливых и хаотичных или примитивно однообразных игровых действий, отсутствие зачатков сюжета, нет мотива обращения ко взрослому за оценкой своих действий. В таком случае, требуется психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку, потому что причины недоразвития детской игры могут быть как простыми (неправильно организованная игровая деятельность ребенка), так и весьма серьезными (например, детская депрессия, нарушения детско-родительских отношений в семье, некоторые виды нервно-психических заболеваний ребенка).

От 3 до 7 лет основной развивающей ребенка деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Пик ролевой игры приходится на возраст – 5-6 лет. Каковы основные принципы ролевой игры?

  • Ролевая игра социальна по своему происхождению и по своему содержанию, т.е. сюжеты для игры дети берут из жизни взрослых.
  • Игра возникает не спонтанно, а под влиянием воспитателя (взрослого или более опытного в игре ребенка).
  • Основным содержанием игры является взрослый человек — его деятельность и отношения, поэтому игра есть форма освоения ребенком задач и мотивов человеческой жизни. Именно поэтому детская игра нередко наполняет смыслом всю последующую жизнь человека – в ней рождаются и крепнут наши (взрослые) мечты. Тому есть множество примеров из жизни великих людей.
  • В игре развивается игровая техника (воображение, обобщение, сворачивание действий, моделирование ребенком социальных отношений).
  • Ребенок получает практику реальных отношений, опыт коллективных действий.

Ролевая игра имеет свою структуру (каркас, на  котором все строится):

— воображаемая ситуация,

— сюжет,

— роль: ролевой образ и ролевая речь,

— игровые предметы,

-партнер и игровые отношения с ним.

Чтобы помочь группе детей освоить ролевую игру, необходимо пройти несколько шагов :

  1. создать интерес к игре – эмоционального отношения детей к игрушке или игровому действию;
  2. показать доступную для ребенка цепочку игровых действий (например, возить на машине куклу и высаживать ее на остановке);
  3. дать ролевое название этой цепочке действий: «ты кто? водитель?»;
  4. втянуть ребенка в совместное создание игровой ситуации и введение его в роль: «я папа я буду чинить шкаф, а ты кто?», «я врач, у меня здесь больные звери, много работы, ты умеешь лечить зверей? Ты кто?»;
  5. удлинять и развивать сюжет игры;
  6. научить детей переименованию предметов в «заместители»: «эта палка у меня будет градусником»;
  7. научить детей сворачиванию «неважных» действий в обобщенную словесную форму («ну, как будто я уже поспала и проснулась»);
  8. со временем, действия с предметами отступят на второй план, а отношения выйдут на первый;
  9. когда ролевая игра уже увлекла детей можно и нужно вводить ролевые правила и санкции в игре: «если ты будешь на всех ругаться, ты не будешь врачом»;
  10. имеющие подобный опыт дети уже могут придумывать свои игровые правила;
  11. возникновение спонтанной сюжетно-ролевой игры происходит после знакомства детей с отношениями людей, а не знакомством с предметами.

Например, в одном психологическом эксперименте детям дали набор для игры в железную дорогу. Дети немного покатали паровозик по рельсам и потеряли интерес к игре. Тогда детей сводили на экскурсию на ЖД вокзал и показали различные поезда, паровозы и помещение вокзала. Экскурсия никак не повлияла на игру детей. Затем детей снова сводили на экскурсию на ЖД вокзал и познакомили с работой людей: кассиров, контролеров, проводников, машиниста, диспетчера, пассажиров, членов ремонтной бригады. После этого дети стали каждый день играть в железную дорогу, моделируя и развивая в игре профессиональные отношения взрослых.

Не норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать: одиночные игры ребенка в группе детей, застревание на манипуляциях с предметами, подмена переживаний в игре переживаниями наблюдателя (ребенок явно предпочитает телевизор игре), узость ролей, бедность игровых средств, подмена социально-значимых сюжетов игр сюжетами из популярных фильмов и мультфильмов, преобладание агрессивных и антисоциальных сюжетов в игре….

 

Игра с ребенком  — бесконечно благодарное занятие для взрослого! Именно в игре приобретается непоколебимый авторитет взрослого в глазах ребенка, именно в игре возможна мягкая «психотерапия» угловатостей детского характера, именно в игре вы можете научить ребенка соблюдению правил и любым навыкам.

Игра необходима современному ребенку, также, как в давние исторические времена для полноценного взросления ребенку была необходима совместная со взрослыми трудовая жизнь.

И даже у взрослеющих детей и взрослых игра не отмирает, а становится:

  • средством общения,
  • формой досуга,
  • формой самопрезентации и самовыражения,
  • средством воспитания и самовоспитания,
  • средством обучения и образования.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Как быть ребенком».
  2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агенство.1997.
  3. Полински Лизель  Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни
  4. Медведева И. и Шишова Т. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. М. 2004.
  5. Мэрилин Сигал. Ребенок играет от рождения до года
  6. Фесюкова. Воспитание сказкой
  7. Эльконин Д.Б.  Психология игры

 

Таблица: Во что играют?

1-3 года: игры с предметами: сортеры, пирамидки, кубики, рамки, вкладыши. Проигрывание знакомых сказок: игрушками, пластилиновыми героями, пальчиковый театр, кукольный театр, фланелеграф.

3-4 года: сюжетные-ролевые игры: проигрывание любимых сказочных сюжетов, игры в семью, в профессии, в полоролевые отношения, в лидера и подчиненного, в героев, в опасность, в обучение, социальные события (война, праздник, землетрясение…).

4-5-6 лет: сюжетные игры с правилами: «гуси-лебеди», «кошки-мышки», «волк и зайцы», «воробьи и вороны», «паровоз и вагончики», «дракон и хвост», «баба яга», «морская фигура», солдатики, бумажные куколки, «магазин»…

6-7 лет: игры с правилами без сюжета: «съедобное – не съедобное», прятки, жмурки, «светофорчики», «слепой крот», «саджо», «чай-чай – выручай», «выше ноги от земли», «колечко», путаница, «хали-хало», лишний стул, «лягушки», «островки», «крокодил»….

7 лет и старше: игры на достижения (скорость, внимание, меткость, ловкость, дружность, навык, аккуратность, осторожность, логика, тактика, стратегия…): эстафеты, резиночки, кегли, кольцеброс, «вышибалы», «улитка», «десяты», «21», классики, «картошка», «инвалиды», настольные игры, «черный, белый не бери», …

Школьники: «абстрактные» игры на достижения, групповые игры на достижения: ДНД, «мафия», «акулий остров», шахматы, шашки, стратегические и занимательные настольные игры, спортивные игры, …

Игры психологического содержания (на сплоченность, на децентрацию, на выражение эмоций, на артистизм,… психологические тренинги).

автор — Анна Князева